Проповедь в день памяти преподобной Марии Египетской.

Протоиерей Димитрий Смирнов.
 
Икона Марии Египетской с клеймами
 
Святая Церковь посвящает грядущее воскресенье памяти преподобной Марии Египетской, потому что очень высоко ставит её подвиг. Она достигла Небесного Царствия в силу того, что имела огромную решимость. Когда у преподобного Серафима спросили, почему большинство людей не могут себя управить и всё время впадают в одни и те же грехи, он ответил, что нет решимости с грехом расстаться. А Мария Египетская смогла. Это, конечно, чудо чудесное. И Господь прославил её необычайными дарами, которые для нас, обычных людей, даже немыслимы: она могла и по воде ходить, и наизусть знала Священное Писание, хотя была неграмотная, и могла много лет питаться тремя хлебами. Это за пределами понимания человека. Таков образ этой слабой женщины, которая претерпела всё, но назад не свернула с той дороги, на которую встала. И поэтому много веков имя её прославляется.
 
Сегодня хочу из главы 25-й преподобного Иоанна Лествичника вам несколько изречений прочитать для размышления: «В том, кто совокупляется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни вони непокорства, разве только где дело идет о вере». Когда дело идёт о вере, человек проявляет ревность. Поэтому если мы видим в себе ненависть или желание прекословить, если мы проявляем непокорство, то надо знать, что смирение нас ещё не достигло. Что это значит? Это значит, мы ещё пока не христиане, это значит, мы ещё пока не знаем, что такое благодать Божия, а то, что мы принимаем за благодать, есть всего лишь такие чувственные ощущения, которые к благодати Божией не имеют никакого отношения.
 
«Кто с добродетелью смиренномудрия соединился браком, тот кроток, приветлив, удобоумилен, милосерд; паче же всего тих, благопокорлив, беспечален, бодр, неленостен, и – что много говорить – бесстрастен». Потому что все страсти побеждаются смирением. Потому что «в смирении нашем помяну ны Господь,<…> и избавил ны есть от врагов наших» (Пс.135, 23–24), от страстей и скверн наших. Это он цитирует Псалтирь. Вот человек, который с добродетелью смиренномудрия соединился браком – такой образ он приводит – тот таков. И многие спрашивают, как достичь смиренномудрия, как угодить Богу. Не многие, а все говорят: «У меня ничего не получается». У тебя никогда ничего не получится. Если б ты, дурачок безмозглый, умел бы книги читать, то ты бы прочитал Новый Завет. Там написано, что Спаситель твой уже пришёл две тысячи лет назад, и только Он может тебя спасти. А ты сам ничего не можешь. Если ты думаешь, что сам можешь спастись, болван неотёсанный и неучёный, то это глубочайшее заблуждение. Ни один человек спастись не может. Даже обуздать свой собственный язык не только одна баба, даже мужики не могут, а у них воли Господь распределил побольше. Это может только Господь, если человек возненавидит многословие и начнёт умолять Бога о спасении. Тогда, если Господь захочет, Он может человека в один миг избавить. Но Господь почему-то ждёт. А почему? А потому что видит, что желание его теоретическое. Вроде как ученики в школе: все бы они хотели получать пятёрки, но мало тех, которые хотят к этому приложить хоть какой-то труд. «Мам! У меня ничего не получается! Ненавижу эту алгебру!». Что там получаться? Какая там алгебра в школе? Это упражнения совсем для дураков. Нет, и это не хочет. Не хочет, лень соображать. Гораздо лучше шлагбаум поднимать, чем становиться членом Большой академии.
 
«Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних». «А почему это так?» Всякие такие вопросы задаёт, как ему кажется, неразрешимые. Почему? Только по одной гордости, больше нипочему. Потому что думает он, что вот, он прочёл, ему непонятно, а раз ему непонятно, значит это не так. А ты не подумал, что ты просто дурачок? В этом всё дело. Придёт время, прочтёшь полсотни книг, и глядишь, тебе откроется. А как откроется? Ну в книге мудрой наткнёшься на ответ. А так как тебя это интересует, обязательно ты это заметишь. Вот и всё. Всё предельно просто. Но человек испытывает судьбы Божии, а ещё Антонию Великому, основателю монашества, Господь сказал: «Антоний, себе внимай и не исследуй судеб Божиих». Ну это дело не человеческое. Как человек может понять, почему он вот родился бедным, а вот тот, такая сволочь, богатым? Ну что ты в этом можешь понять? Это дело Промысла Божия, у Господа свой план. Что, Он тебе будет докладывать, червячку, и причём безмозглому? В этом проблема. Если бы этот червячок был хотя бы с умом, но нет этого: ни ума, ни духовного образования, ни молитвы – ничего нет. Ну и самое главное, нет единственного, что может помочь. Преподобной Марии её смирение дало возможность знать Священное Писание наизусть. Сам Господь Святый Дух, Который Автор Священного Писания, её Священному Писанию и научил.
 
«Да не будет душа твоя рвом, который иногда источает животворную воду смирения, а иногда иссыхает от зноя славы и возношения; но да будет она источником бесстрастия, всегда изводящим из себя реку нищеты». «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Нищих духом, ни никаких других.
 
«Покаяние восставляет падшего; плач ударяет во врата небесные; а святое смирение отверзает оные. Я же, говоря сие, поклоняюсь Троице во Единице и Единице в Троице. Солнце освещает все видимые твари, а смирение утверждает все разумные действия. Где нет света, там все мрачно; и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны». Да, ещё царь Соломон заметил, что всё суета. Потому что для христианина вожделенно одно только смирение, ибо оно может его ввести в Царство Божие. Причём многие святые отцы говорили, что только оно одно. Как цемент. Смирение – это цемент строительства нашего спасения. Кирпичи – это добродетели, а саму стену кладём на цемент смирения. Но из одного кирпича дом не построишь: ткнёшь – и стена повалилась. А из одного цемента можно дом построить. Он не будет такой крепкий, как из кирпича, но жить в нём будет можно. Мы же живём в так называемых блочных домах. Они, конечно, не стоят, как кирпичные. Вот, через 50 лет их приходится ломать. Но тем не менее, как-то плохо-бедно на одном смирении можно духовно выжить, чего нам всем и, конечно, в первую очередь себе, я желаю.

Спаси всех Господи!

 

Источник