Любить врагов – легко ли это?

 

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

 

О нет, это трудно, это высочайшее требование Христово. А если Он требует, значит знает, что можно выполнить, ибо невозможного ничего Он не требует. Трудно это, знаю, что трудно, но попробую дать ответ и на этот трудный вопрос.  Вникнем, кто враги наши. Враги у нас есть разные: это все, творящие нам пакости, все ненавидящие и обидящие нас. Много пакостей творят нам соседи: много оскорбительных слов слышите вы от них, много ругательств, много проклятий. Но ведь вы слышали, что и сам апостол Павел имел пакостника плоти, который постоянно ему пакости делал.Тяжело это было святому Апостолу, и он три раза молил Бога избавить его от этого. А какой ответ он получил? Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Господь сказал: не надо, пусть продолжает пакости творить, потому что Божественная сила Его совершается в немощи: когда нас поносят, когда преследуют, когда страдаем, тогда сильны мы силой Божией, благодатной Божией помощью.

 

Если и нам придет час терпеть от злых людей, от пакостников плоти всякие пакости, издевательства, оскорбления, как должно нам тогда поступать? Так, как учил еще древний мудрец Соломон. Его слова повторил св. Павел в послании к Римлянам, слова великие, слова, полные силы и правды: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (Притч. 25, 21 – 22). Прожгут, прожгут эти горящие уголья даже его черное сердце, оно будет потрясено тем, что на его пакости вы отвечаете с кротостью.

 

Кто еще наши враги? Это те злые люди, которые завидуют нашим жизненным успехам, успехам в научной работе, успехам житейского благополучия нашего; это клеветники, доносчики ложные, — это подлинные наши враги. Но вот о чем подумайте: такие враги всем ли страшны? О нет, не всем. Было много людей, не ставивших своей целью устроить земное благополучие. Были люди, которые от всего отказывались, предпочитая нищету, и, живя в неизвестности, в других не возбуждали зависти. Таковы были все преподобные, все отшельники, пустынники: у них не было никаких врагов, ибо, отвергнув все блага земные, они обезоруживали завистников.

 

Господь не предъявляет таких требований, которые превышают силы человеческие. Он предъявляет требования высшие тем, которых сделал Своим святым народом, которых взял в удел. От них требует Он полного совершенства, такого совершенства, которое свойственно Самому Богу, ибо слышите, что о тех, кто исполняет Его требования, Он говорит, что они нарекутся сынами Всевышнего, говорит им: будьте милосердны, как Отец ваш милосерд. Евангелист Матфей передает это иными словами: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48).

 

Слышите ли вы, Господь требует от нас, христиан, чтобы мы были совершенны, как Он Сам совершен; требует такого безмерно великого милосердия, которое подобно было бы милосердию Отца Небесного, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5, 45).